Пятница, 29.03.2024, 13:16
Приветствую Вас Гость | RSS

Учитель русского языка и литературы Сафронова Ю.А.

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог файлов

Главная » Файлы » Учителю русского языка и литературы

Уроки выживания (по рассказу В.П. Астафьева "Васюткино озеро")
[ Скачать с сервера (72.5 Kb) ] 25.04.2014, 12:04

Технологическая карта урока литературы в 5 классе

Тема: «Уроки выживания (по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»)»

 

Организационная информация

Предмет

Литература

Класс

5 класс

Тема урока

Уроки выживания (по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»)

Учитель

Сафронова Юлия Алексеевна, учитель русского языка и литературы

Образовательное учреждение

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 16»

Республика/край, город/поселение

Московская область, г. Сергиев Посад

 

Методическая информация

Тип урока

Урок общеметодологической направленности

Цель урока

  • организация условий достижения учащимися образовательного результата по изучаемой теме.

Задачи урока

  • совершенствовать умение характеризовать героя, его поступки;
  • активизировать познавательные интересы учащихся средствами информационно-коммуникативных технологий, проектной деятельности;
  • развивать способность к анализу, обобщению, систематизации полученных знаний;
  • формировать умение находить и обрабатывать информацию;
  • формировать умение работать в группе:  умение планировать работу, уважать мнение выступающего

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные (УУД)

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Знать содержание прочитанного произведения;

 

уметь анализировать художественный текст; давать

характеристику герою произведения.

Р1- принимать учебную задачу;

Р2- планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, результаты, действовать по плану;

Р3- контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;

Р4- анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого  результата;

Р5- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины  и пути преодоления.

К1-  участвовать в продуктивном  диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

К2-  аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений, соблюдая правила речевого этикета; К3- строить монологические и диалогические высказывания;

К4- сотрудничать в совместном решении проблемы.

П1- извлекать необходимую информацию из различных источников (текст, сообщение учителя, наглядные средства);

П2- осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения;

П3- устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

 

Л1- формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

Л2- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

Л3- осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

Формы и методы

Фронтальный опрос, эвристическая беседа, работа в группе, защита проекта.

Педагогические технологии

Проблемное обучение.

Проектное обучение.

Информационно-коммуникационные технологии.

Необходимое оборудование и материалы

Компьютер, проектор, интерактивная доска, Interwrite Response  (система оперативного контроля знаний), раздаточный материал,  карта местности.

Структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1

Этап мотивации (самоопределение к деятельности)

 

Цель:

  • мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
  • определить содержательные рамки урока

 

1. Включает видеофрагмент «Как Васютка выжил в тайге».

2.Организует беседу, основанную на личном жизненном опыте учащихся.

3. Просит выдвинуть предположение о теме предстоящего урока.

 

У.: Сегодня мы продолжаем разговор о главном герое рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро». «… велика наша Родина, и сколько по ней ни броди, всё будешь находить что-нибудь новое, интересное». Вместе с Васюткой мы оказались в тайге.

Просмотр видеофрагмента «Как Васютка выжил в тайге».

 

- Подумайте, на какой вопрос мы сегодня должны ответить?

 

- Научила ли тайга Васютку чему-нибудь?

 

- Сформулируем тему урока.

Смотрят видеофрагмент «Как Васютка выжил в тайге».

Слушают вопросы учителя и отвечают на них.

Выдвигают предположения о теме урока.

 

Л1

Р1

К3

П1

2

Этап актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности

Цель:

  • актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;
  • актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;
  • зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия

Активизирует знания учащихся. Организует  работу по проверке знания текста.

Создает проблемную ситуацию.

 

У.: Васютка обладал большим багажом знаний. Проверим, каким багажом знаний обладаем мы, отправляясь в путь.

 

Тест (проводится с помощью системы голосования).

1. На какой реке происходит действие рассказа?

2. Чем снабжал Васютка рыбаков?

3. Почему мама заставила Васютку взять в тайгу хлеба?

4. Затеси – это…

5. Какую птицу первой увидел Васютка?

6. Когда Васютка понял, что заблудился?

7. Почему Васютка, увидев в озере рыбу, удивился?

8. В чём упрекнул отец Васютку по пути к озеру?

 

Учащиеся слушают учителя. Отвечают на вопросы теста по содержанию рассказа «Васюткино озеро».

 

Л2

Р3

К1

П2

 

3

Этап постановки учебной задачи (проблемы)

Цель:

  • выявить места и причины затруднения;
  • организовать коммуникативное взаимодействие при работе в группах.

Учитель организует коммуникативную деятельность учеников по исследованию возникшей проблемной ситуации. Завершение этапа связано с постановкой цели урока.

 

У.: Молодцы. Вы прекрасно справились с заданием.

А теперь нам предстоит поработать в группах, чтобы ответить на главный вопрос нашего урока.

 

1 группа «Географы»: вам надо проследить путь Васютки по тайге.

 

2 группа «Психологи»: работают над презентацией «Что чувствовал Васютка, оказавшись один в тайге»

 

3 группа «Знатоки текста»: вам надо подготовить связный рассказ на тему «Какие знания помогли Васютке выжить в тайге».

 

4 группа «Спасатели»: готовят памятку «Что делать, если ты заблудился в лесу»

Учащиеся выявляют и фиксируют причину затруднения.

Р1

К1

П1

 

4

Этап построения проекта выхода из затруднения. Работа в группах.

Цель:

  • постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

Учитель организует групповую деятельность учащихся.

Учащиеся выбирают метод разрешения проблемной ситуации. Работают в группах.

Л3

Р2, Р4

К4

П1, П2

 

5

Этап включения в систему знаний и повторения.

Цель:

  • включение нового способа действий в систему знаний;
  •  повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

Организует деятельность учащихся по защите проектов.

 

Учитель организует беседу по вопросам после выступления каждой группы.

1 группа:

- Как заблудился Васютка?

- Сколько провёл в тайге и сколько прошел по тайге?

- Трудно ему было?

 

2 группа: (Посмотрим, какие личные качества помогли Васютке выжить)

- Какие черты характера Васютки помогли ему выжить?

 

3 группа:

- Откуда Васютка получил все эти знания?

- Можно ли сказать, что герой в тайге был абсолютно один?

 

Вывод:

Васютка выжил в неприветливой тайге. Что же ему помогло?

 

4 группа: Васютка «с детства впитал таёжные законы». А что делать нам, городским жителям, если мы заблудимся в лесу?

Защищают проекты.

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют вывод по проблеме урока.

Р3

К2, К3

П3

 

6

Этап рефлексии учебной деятельности

Цель:

  • оценить результаты собственной деятельности.

Организовывает фронтальную беседу. Предлагает выбрать домашнее задание.

 

У.: Подведем итоги урока. Подумаем над вопросами:

- Что я узнал на уроке?

- Где мне это пригодится?

 

Домашнее задание. Инструктаж по его выполнению:

1 уровень: сообщение по плану «Как Васютка выжил в тайге»

2 уровень: «Письмо Васютке»

3 уровень: один день из «Дневника Васютки»

 

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия и выбирают домашнее задание. 

 

Л2

Р5

К3

П3

 

 

Категория: Учителю русского языка и литературы | Добавил: safronova | Теги: конспект урока, технологическая карта урока
Просмотров: 3403 | Загрузок: 178 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск